Перейти на главную страницу




arhicub de gustibus non est disputandum

АРХИТЕКТУРА
DИЗАЙН
ТЕКСТЫ
РЕЗЮМЕ
КОНТАКТ
СТАТЬИ И ТЕЗИСЫ

Разговоры о фантастике

Внеземные колонии.

Многие писатели фантасты рассматривали тему создания колоний на планетах солнечной системы и связанные с этим неимоверные сложности.
Неуютный космос ни как не хотел принимать исследователей и колонистов*.
Уже несколько десятилетий разрабатываются проекты колоний на Луне и Марсе, но пока самым непревзойденным достижением были «ознакомительные» полеты людей тридцатилетней давности на Луну.
Почему при фантастическом развитии компьютерной технологии так и не решен вопрос колоний на других планетах и дальнейшее исследование далекого космоса.
Возможно ответ кроется в первой главе книги Бытие.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Бытие 1:26)
26-й стих говорит о том над чем должен владычествовать человек: «…владычествовать …над всею землею…».
Не хочу использовать этот отрывок как довод того, что необходимость исследования глубокого космоса не предназначалась не входило в компетенцию человека с самого сотворения.
Но порассуждать на эту тему все же можно… ||

Популярная тема…

На одном молодежном общении было решено поговорить о фантастике.
Оказалось, что это не самая волнующая тема, которая привлекает сейчас молодежь до 25 лет.
Всем было предложено разделиться на тех, кто находит положительное в фантастических произведениях и отрицательное.
Последних было гораздо больше: двадцать два против трех.
Пятнадцати- и восемнадцатилетние высказывались: «выдумки… ничего интересного… лучше посмотреть исторический фильм… эти фильмы настраивают мечтать о себе…».
Ответы оказались такими «правильными», что я даже вспомнил, как Корней Чуковский писал в своей замечательной книге «От двух до пяти»** о Мюнхгаузене.
Чуковскому запретили читать книгу о Мюнхгаузене детям: «Какое вы имеете право читать эту дрянь нашим детям?». Он встал в защиту этой книги, говоря о том, что при помощи своих фантазий и сказок эта книга утверждает ребят в реализме.
* - это х/ф «Новая земля», «Вспомнить всё», «Лунная радуга» и др.
** - Чуковский К. И. От двух до пяти, К., 1988, с. 185. ||

Увлекательная фантазия.

Популярность фантастических историй безусловна.
Многие известные режиссеры прибегали к этому жанру: «Одисея-2001» Стенли Кубрика, «Солярис» Тарковского, «Звездные войны» Дж. Лукаса, «Отроки во вселенной», «Через тернии к звездам» Р. Викторова, «ИТи» Стивена Спилберга, «Вспомнить всё» Пола Верховена. Если просмотреть этот перечень, то напротив соответственно можно поставить ссылки: «коммерческий фильм», «типичный советский фильм», «серьезная картина».
Самый престижный «штамп», конечно же последний.

Если провести опрос у кинематографической критики, то возможны были такие результаты:
1. «Одисея-2001», «Солярис» - серьезные картины.
2. «Человек-амфибия», «Отроки во вселенной», «Через тернии к звездам» - добрые фильмы советского периода.
3. «Звездные войны», «ИТи», «Вспомнить всё» - коммерческие фильмы.

«На экране телевизора шли титры последней серии фильма и у меня слезы покатились по щекам.
Я как будто бы расставался с дорогим и интересным миром, а вокруг меня оставалась серая реальность…» - так рассказывал мне мой хороший знакомый о своих детских впечатлениях после просмотра фантастического сериала «Гостья из будущего» (Киностудия им. Горького, 1984 г.).
Не хочу этим примером сказать о пагубности вымышленных историй, их тлетворном влиянии на детские души. Но действительно было такое чувство обыденности после того, как выходишь из кинотеатра.
Если вы помните еще один отечественный фантастический сериал «Приключение электроника», то там главные герои дружного шестого класса были вовлечены в приключение, у класса была тайна, они учились в школе с шикарными интерьерами (фильм снимали в Вильнюсе).
Все красиво и интересно, снимаются только самые интересные архитектурные закоулки, дети в дефицитной одежде, магазины забиты дефицитными товарами. Конечно же эти фильмы были безобидными для детского сознания.
Впечатления от фильма не зарождали пагубу несовершенства, а скорее временную хандру.
Но фантастическое творчество все же имеет влияние на мировоззренческое восприятие реальности.
Сейчас тебя могут высмеять, если ты скажешь, что не веришь в инопланетян или вообще в инопланетную жизнь.
Причем фактами служат «убедительные доказательства» фантастических произведений и не менее таковых статей. Авторитетные люди серьезно говорят: «Секретные службы США утаивают от мира тела погибших инопланетных астронавтов и их корабль».
Вам нужно визуальное подтверждение? Пожалуйста: фильм «Ангар-18», «Люди в черном», он снят по мотивам секретных событий.
Хотя я смотрел эти картины, как просто фантастику и готов пересматривать по нескольку раз.
Первые минуты фильма Стенли Кубрика «Одисея-2001», можно воспринимать как рабочую гипотезу происхождения человека разумного, которая усовершенствует теорию Дарвина. Оказывается во всем виноват внеземной черный параллелепипед.
Это оригинально и «научно». А иначе как объяснить творческое зерно человека, отличающее его от животного. Бог – не научно, инопланетяне – тоже вроде бы не то, но хоть что-нибудь.

Почему-то фантастику любят читать физики. Возможно потому, что можно помечтать о том, как с помощью каких-либо изобретенных приспособлений совершать вещи противоречащие физическим законам.
Преодолевать сотни парсеков за минуты, читать мысли, телепартировать и т. д.
Это невозможно, но в этом-то и интерес. Можно сопоставлять достижения и прогнозы.
Для сонма ученых и изобретателей – это еще и концепция.
Но большинство фантастов опережают развитие технического прогресса.
Так в 2001 году полетели на Юпитер (Артур Кларк, «Одиссея-2001»), а совсем скоро, через 35 лет преодолеют скорость света (Х/ф «Сквозь горизонт»), хотя советские ученые и ракетостроители достигли такой вершины технологий еще в начале 80-х прошедшего века (х/ф «Отроки во вселенной»).
Мечтать не вредно, вредно верить в небылицы (астрология, уфология).
Образованный человек может с серьезным видом говорить о деторождении стрекозоидов с Альфа-Центавра, о становлении человечества в результате передачи разума от друзей из космоса, но не верить в Божественное происхождение.
Таким я скажу, что Альберт Эйнштейн не стыдился своей веры в Бога.
А он-то был настоящим физиком умеющим мечтать. ||

(С) Александр Литвинов, 2005 г.
Почта электронная: smartal@rambler.ru


Hosted by uCoz